1 июля 1908 года родилась Эсте Лаудер - женщина, которая с нуля построила косметическую империю и стала одной из самых влиятельных бизнес-персон XX века. Вы все еще думаете, что место женщины на кухне? Тогда проект Weekend идет к вам - со списком бизнес-леди, которые своим примером доказывают обратное.
1. Эсте Лаудер: волшебные рецепты и босс за прилавком
Эсте Лаудер, дочь еврейских иммигрантов, родившаяся в трущобах Нью-Йорка, прошла путь от продавца натуральных домашних кремов для лица до владелицы косметической империи. В 2003 году основанная ею компания Esteе Lauder заняла 249-е место в списке 500 крупнейших корпораций США с годовым доходом в 4,74 миллиарда долларов.
Секрет успеха: антивозрастная косметика по рецептуре дядюшки Джона плюс успешная рекламная стратегия.
Деловые принципы:"Как только вы повернулись к покупателю спиной, вы его потеряли".
Эсте Лаудер первой предложила своим покупательницам бесплатные пробники и подарки за покупку и обожала сама консультировать клиенток.
"Время не на вашей стороне, а я - да!" - лишь один из ее знаменитых рекламных лозунгов.
Злые языки утверждали, что такой наивный "женский" подход до добра не доведет, но система, запущенная Лаудер, очень скоро принесла свои плоды.
"Не пишите гневных писем"
Лаудер предпочитала работать лично не только с клиентами, но и с персоналом: она проводила много времени за прилавком, своим примером вдохновляя продавцов. "Мое теперешнее положение – результат не мечтаний или упований, а упорного труда", – напоминала она своим сотрудникам.
"Если женщина, которая занимается бизнесом, думает об успехе своего брака, она должна чрезвычайно тонко давать своему мужу возможность ощутить себя сильным и значительным - и тогда он на самом деле будет сильным и значительным".
Муж Джозеф поддерживал Эсте во всех начинаниях, отвечая за финансовые вопросы фирмы, сыновья, невестки и внуки продолжили дело, когда она ушла на покой в возрасте 87 лет. Сейчас Estee Lauder возглавляет старший из двух сыновей Эсте и Джозефа – Леонард Лаудер. Он начал работать в фирме рассыльным в 10 лет, а сейчас занимает 131-е место в списке миллиардеров мира.
2. Вдова Клико: шампанское, достойное Пушкина
Мадам Барб-Николь Клико (в девичестве Понсарден) родилась в 1777 году в Реймсе в семье богатого текстильного промышленника. Отец смог удачно выдать дочь замуж за сына своего коллеги – Филиппа Клико, который кроме текстильной промышленности имел еще и небольшой винный бизнес. Молодые супруги стали развивать дело отца, но в 1804 году мсье Клико неожиданно скончался, оставив бизнес в руках своей вдовы. Сегодня бренд "Вдова Клико" занимает второе место в мире по объемам продаж, уступая лишь Moet & Chandon.
Секрет успеха: элитное шампанское, созданное по инновационным для того времени технологиям. При ней был изобретен новый способ производства, существенно ускоряющий производство шампанского и обеспечивающий прозрачность напитка: бутылки теперь ставили горлышком вниз, чтобы осадок собирался в горлышке, потом замораживали и удаляли ледяную пробку вместе с осадком.
Деловые принципы: Следить за конкурентами
Барб-Николь Клико старалась быть на шаг впереди конкурентов – особенно главного из них - Жана-Реми Моэта. Втайне ото всех она отправила в Россию 75 ящиков шампанского, которое пошло в Петербурге "на ура" по цене 12 рублей за бутылку. "...Из всех хороших вин, уже ударивших в головы северян, - докладывал управляющий хозяйке, - ни одно не походит на розлив 1811 года... Это дивное вино действует убийственно... Ваше вино— нектар, оно по крепости как Венгерское вино, желтое, как золото".
Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
(А.С. Пушкин, "Евгений Онегин")
Победное шествие шампанского вдовы Клико не остановила ни война 1812 года, ни ограничения в торговле – шампанское Клико пили по обе стороны баррикад. И даже Пушкин не устоял.
"Что бы ни случилось - держать лицо"
Единственная дочь вдовы Клико Клементина (изображена на картине выше вместе с матерью) к семейному делу была равнодушна и с гораздо большей охотой выскочила замуж за графа Луи де Шевинье, ловеласа и картежника. Граф сначала с удовольствием проматывал состояние тещи, а потом взял да и выпустил брошюрку о своих любовных похождениях в стиле 18+. Пока дочь сгорала от стыда, вдова Клико выкупила весь тираж и приказала уничтожить, но парочка копий все же дошла до наших дней.
3. Хелена Рубинштейн: скупой получает больше
Хелена (Хая) Рубинштейн была восьмым ребенком в семье краковского лавочника. Освоив азы медицинской профессии, не зная английского, она отправилась из Польши в Австралию, где начала делать крема для лица из местных ингредиентов. Одна из линий, содержавшая травы с Карпатских гор, стоила Хелене десять пенсов за бутылку, а продавалась по шесть шиллингов – эта женщина всегда знала цену деньгам. Сегодня марка Helena Rubinstein принадлежит корпорации L’Oréal, ее средства продаются в 50 странах мира.
Секрет успеха: первая в мире сеть салонов красоты – сначала в Австралии, затем в Европе и Америке, в которой использовался комплексный подход при лечении заболеваний кожи. Рубинштейн первой классифицировала кожу по типам (сухая/жирная/нормальная) и придумала трехступенчатую систему ухода, применяемую и сегодня. Кстати, "День красоты", после которого клиентки сияли (и сейчас сияют) от счастья, оставив кругленькую сумму в салоне – тоже ее ноу-хау.
Деловые принципы: Метод кнута и…кнута
Подчиненные прозвали Рубинштейн "женщина-смерч" и "тиран-истребитель", она контролировала каждый вздох в своих салонах и то и дело урезала сотрудникам зарплаты. Вышколенные и голодные продавцы десятками сбегали от начальницы - прямо в объятия ее ближайшей конкурентки Элизабет Арден.
Экономия – путь к богатству
Одна из самых богатых женщин мира Хелена Рубинштейн слыла настоящей скрягой: никогда не обедала в ресторанах, предпочитая сделанные собственноручно бутерброды, торговалась за каждый грош.
Даже в возрасте 92 лет Рубинштейн невозможно было сломить. Грабителям, однажды ворвавшимся в ее пентхаус, она заявила: "Вы можете меня убить, но ограбить себя я не позволю".
На что Хелена денег никогда не жалела, так это на искусство, считая покупку картин выгодной инвестицией. Она и сама позировала - Берару, Сазерленду, Дали.
4. Коко Шанель: риск – благородное дело
"Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новое следует незаметно, маленькими порциями", - говорила легенда моды ХХ века Габриэль (Коко) Шанель. Девушка из приюта, швея в магазине готового платья, певичка в кафешантане – собственная империя далась Коко Шанель не сразу. Зато сейчас дом Chanel – образец роскоши и элегантности с ежегодным оборотом около 1,089 миллиарда долларов.
Секрет успеха: маленькое черное платье и Chanel №5
Деловые принципы: "Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи"
Коко Шанель не скрывала, что талант талантом, а встать на ноги ей помогли ее мужчины. Первый - Этьен, богатый наследник и спортсмен, предоставил в распоряжение Габриель свою квартиру, где она открыла свою первую мастерскую. Настоящей опорой для нее был молодой англичанин Артур Кэпел - самая большая любовь Шанель. Он рассмотрел в Коко перспективную предпринимательницу и в 1910 году помог ей приобрести помещение на рю Камбон в Париже, где она открыла свой первый магазин. Очень скоро у нее появился Дом моделей на фешенебельном курорте Биарриц.
"Я не занимаюсь модой. Я сама — мода", - говорила Коко.
Не бойтесь устроить революцию
До Шанель женщины были погребены под километрами ткани и кружев: узкие юбки, огромные турнюры, шлейфы и гигантские шляпы. Она предложила женщинам невиданные наряды, частично позаимствованные из мужского гардероба, и смогла разрушить стереотип, который гласит, что черный цвет – бедный и траурный. В течение пяти лет она выпускала только черное, и вещи в один миг разлетались с полок магазинов. Шанель творила моду, не обращая внимания на традиции, не считаясь с тем, что принято, а что – нет.
Возродитесь из пепла, если придется
В конце 30-х с началом Второй мировой Коко Шанель вынуждена была закрыть все свои бутики и перебралась в Швейцарию, поскольку во Франции ее возненавидели за роман с нацистским офицером – какой серьезный удар по репутации!
Только в 1953 году Шанель вернулась в Париж, где ей пришлось строить бизнес заново. На возвращение былой славы ушло три года, зато теперь Коко стала производить не только женскую одежду, а еще и сумки, обувь, аксессуары.
Коко Шанель умерла в 1971 году, не оставив наследников. В 1965 году управлять модным бизнесом начал сын давнего партнера Шанель Пьера Вертхаймера - Жак. С 1983 года направлением моды руководил Карл Лагерфельд, который "оживил бренд" и поднял его на новый уровень.
5. Мэри Кэй Эш: продажи с любовью
Мэри Кэй Эш, основательница компании имени себя, считается самой успешной женщиной-предпринимательницей в американской истории. По данным на январь 2013 года, объем продаж Mary Kay в мире составляет более 3 миллиардов долларов, а ее продукция представлена в 35 странах мира, где ее распространяют около 2,5 миллиона независимых консультантов.
Секрет успеха: Мэри Кэй Эш не просто основала косметическую компанию. Она создала новую корпоративную культуру, чуть ли не религию, основанную на мотивации, в которой у каждого члена команды есть своя роль и волшебное название должности - например, Национальный Лидер. По убеждению Мэри Кэй, она создала Компанию, "у которой есть сердце".
Деловые принципы: "Вы это сможете!"
Это основа основ философии Мэри Кэй, ведь сама она сделала практически невозможное – заставила весь мир вновь поверить в историю о Золушке. В 17 лет Мэри Кэй вышла замуж, родила троих детей, а несколько лет спустя муж подал на развод. В течение 25 лет Мэри Кэй работала торговым агентом, но, так и не получив повышения (должность отдали мужчине), в 45 лет уволилась, чтобы написать книгу о женщинах в бизнесе. В процессе Мэри Кэй поняла, что ее рукопись похожа на бизнес-план идеальной компании, в которой она хотела бы работать. Тогда она решила создать ее сама. В 1963 году Мэри Кэй при поддержке 20-летнего сына Роджера основала компанию Mary Kay Cosmetics со стартовым капиталом 5 тысяч долларов.
"Основа лидера - не разум, а сердце. Вы можете любить людей и не быть для них лидером, но быть лидером и не любить людей вы не можете".
Такого рода бизнес-принципы, придуманные Мэри Кэй Эш, можно перечислять долго, и в конце весь этот свод напоминает Библию. Однако цифры продаж доказывают, что эта индустрия красоты и добра работает не зря, принося счастье если не потребителям, то сотрудникам - точно. Вот "история успеха" одного из Национальных Лидеров фирмы Ангелины Антипенко, опубликованная на сайте Мэри Кэй: "Оглядываясь на пройденный путь, я чувствую в себе и в окружающем меня мире огромное позитивное изменение. Я научилась в Компании дарению и служению. Я открыла сердце и впустила в него всю любовь, всю красоту, всю энергию, которую вложила Мэри Кэй в созданную ею Компанию-мечту".
6. Рут Хэндлер и вселенная Барби
Простая американка Рут Хэндлер работала с 10 лет и точно знала, чего хочет добиться в будущем – поступить в колледж и зарабатывать самостоятельно. В 1945 году вместе с мужем Эллиотом и его другом она организовала компанию по производству рамок для фотографий и игрушечной мебели, которую Рут мастерила из остатков древесины, а потом и кукол Барби – главного изобретения Рут. Сейчас компания Mattel - международный лидер на рынке игрушек и семейных товаров, входит в сотню лучших работодателей Америки. Куклы Барби обеспечивают треть продаж корпорации.
Секрет успеха: пластиковая кукла-блондинка с пышными формами, которая заменила бесполых пупсов и стала любимой игрушкой девочек всех народов мира с 1959 года и по сей день.
Деловые принципы: Хотите производить товар – наблюдайте за потребителями
Рут придумала свою Барби, глядя, как дочь Барбара играет с бумажной куклой. "Я считаю, что такие игрушки не способствуют развитию у девочек самоуважения - у нее же совсем нет груди!", - говорила потом Рут. Барби можно было одевать в роскошные наряды и причесывать, знакомить с Кеном и селить в игрушечном домике – производство миллионов аксессуаров, конечно, взяла на себя компания Mattel.
Телевидение – двигатель продаж
Еще до создания Барби Рут поняла, как лучше всего продвигать товар - Хэндлеры впервые пустили рекламу своих игрушек по ТВ между показом мультиков Disney, тогда как остальные производители действовали через розничного продавца. На рекламу компания потратила 500 тысяч долларов, зато через два года заработала 14 миллиардов. Поэтому, когда взрослые с недоверием отнеслись к блондинистой новинке "с грудью", Рут уже знала, что делать, и снова обратилась к массированной рекламе на телеэкранах. Первую партию Барби в объеме 351 штук стоимостью по 3 доллара раскупили мигом. За первые 10 лет Барби принесла в карманы четы Хэндлеров 500 миллионов долларов. Впоследствии Рут Хэндлер проявила себя в качестве сценариста при создании мультфильмов о своей героине, в частности, "Барби и Щелкунчик".
7. Опра Уинфри: заговорят все
На прошлой неделе американская телеведущая Опра Уинфри возглавила список самых влиятельных знаменитостей по версии журнала Forbes - в пятый раз за свою карьеру. Состояние Опры оценивается в 2,7 миллиарда долларов – женский рекорд в шоу-бизнесе. Она является первой и единственной темнокожей женщиной-миллиардером в истории, владеет телеканалом Oprah Winfrey Network, журналом Oprah Magazine и спутниковой радиостанцией Oprah Radio.
Секрет успеха: "Шоу Опры", самое популярное на американском телевидении, выходило в течение 25 сезонов с 1986 по 2011 год. В белом кожаном кресле напротив ведущей сидели великие и знаменитые - президенты США, включая Барака Обаму, Майкл Джексон, Майк Тайсон, Уитни Хьюстон, Сара Пэйлин, но еще большее число - обычных американцев со своими историями, проблемами, трагедиями и рецептами счастья. Опра способна "расколоть" любого гостя: даже велосипедист Лэнс Армстронг признался в употреблении допинга на ее шоу, хотя до этого молчал в тряпочку много лет.
Деловые принципы: "Знайте, что вы находитесь на пути к успеху, если делаете работу, за которую вам не платят".
С того момента, когда Опра начала говорить, она всегда была на сцене – в детстве брала интервью у ворон на заборе, в школе хваталась за каждую возможность показать свои ораторские способности, участвовала во всех конкурсах. На одном их них - "Мисс предотвращение пожара" - ее заметил ведущий радиостанции WVOL и позвал читать новости в эфире. Это была ее первая оплачиваемая работа, Опра совмещала работу с учебой в средней школе и получала сто долларов в неделю.
"Вы получаете в жизни лишь то, что отваживаетесь попросить. Не бойтесь повышать планку".
В возрасте 17 лет Опра Уинфри стала самым молодым репортером, работая в местных СМИ, и первой чернокожей женщиной-репортером телевидения Нэшвилла, а в 1986 году создала свое лучшее шоу.
"Чем больше вы отдаете, тем больше получаете".
Детство Опры было нелегким - она жила с бабушкой на ферме, в доме без канализации. В 9 лет Опру изнасиловал двоюродный брат, в 14 лет она родила сына, который умер после рождения. Неизвестно, что было бы с Опрой, если бы не государственная программа, которая предоставила доступ к престижной пригородной школе. Когда телеведущая начала зарабатывать миллионы, она обязалась оплачивать обучение бедных чернокожих детей. На сегодняшний день Опра потратила на благотворительные образовательные программы больше 400 миллионов долларов.
8. Индра Нуйи: бизнес в сари
Когда-то Индра Нуйи не могла себе позволить деловой костюм, поэтому ходила на собеседования в сари, а сегодня гендиректор PepsiCo - на десятой строчке списка самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. В этом году выручка компании выросла на 1,2%, до 13 миллиардов долларов.
Секрет успеха: хорошее образование. Индра рано поняла, что ученье – свет. В колледже она изучала химию, физику и математику, потом поступила в Индийский институт менеджмента, после чего применила полученные знания на практике в филиале компании Johnson & Johnson. В 22 года она решилась вопреки традициям поехать в США и продолжить обучение в Йельском университете. "Чтобы молодая девушка из консервативной семьи, из касты брахманов уехала за границу одна - это было невозможно представить!" - говорила она впоследствии.
Деловые принципы: Работать, работать и работать
Результаты работы Индры говорят сами за себя. К 1994 году специалиста в области управления рвали на части гиганты General Electric и Pepsi, и она выбрала последнюю, соблазнившись предоставленной свободой в решениях. Нуйи сумела обойти на повороте главного конкурента - Coca-Cola и сыграла главную роль в двух самых важных сделках Pepsi: покупке бренда Tropicana и приобретении Quaker Oats. Благодаря ей Pepsi расширила ассортимент и начала выпускать закуски. Кстати, Нуйи до сих пор нередко приходит на работу в сари.
9. Джоан Роулинг: богатство по взмаху волшебной палочки
Британская домохозяйка-неудачница Джоан Роулинг написала шесть книг, и этого оказалось достаточно, чтобы всю оставшуюся жизнь провести в роскоши и богатстве. Роулинг занимает 78-е место в списке Forbes самых влиятельных женщин мира, является богатейшей женщиной Великобритании и может позволить себе построить мини-Хогвартс в саду.
Секрет успеха: история о юном маге Гарри Поттере, написанная в эдинбургском кафе, которая покорила мир.
Деловые принципы: "Я никогда не ставила перед собой цель разбогатеть. Много лет назад я получила письмо от какой-то организации - кажется, из Америки, - которая хотела объявить меня предпринимателем года. Я ответила, что, к сожалению, вынуждена от этого звания отказаться, поскольку маловероятно, что я когда-нибудь заработаю много денег. Это никогда не входило в мои планы. Я просто написала книгу и думала, что это хорошая книга. Вот и все".
Богатство действительно обрушилось на Роулинг внезапно, и первое время она не очень представляла себе, что с ним делать – просто тратила деньги направо и налево. Но очень скоро Джоан научилась контролировать и преумножать поток доходов, который приносит ее волшебный мир – производство фильмов, сувениров, издание книг и так далее. В 2012 году книги поттеровской серии стали доступны в электронном виде в магазине Pottermore, большую часть выручки которого получает сама Роулинг: она стала первой из писателей, кто не уступил издателям права на электронные продажи. Тогда же Роулинг впервые опубликовала книгу для взрослых "Случайная вакансия", ставшую бестселлером уже просто потому, что ее написала автор "Гарри Поттера".
10. Елена Батурина: Москва, звонят колокола
В 2010 году бывшая первая леди Москвы и первая россиянка-миллиардер Елена Батурина вошла в тройку богатейших бизнес-леди мира по версии журнала Forbes. В 2012 году в интервью The Times она оценила свое состояние в 1,1-1,2 миллиарда долларов.
Секрет успеха: созданная Батуриной компания "Интеко", которая началась с производства пластмассовых изделий – тазиков и стульев - при ее руководстве стала одним из самых прибыльных предприятий России. По мнению экспертов, "Интеко" Елены Батуриной - это целая эпоха на рынке недвижимости, компания, которая в начале 2000-х годов формировала рынок и диктовала его развитие. Деятельность Батуриной на московском рынке жилья вызывала и много критики - компанию обвиняли в получении выгодных контрактов благодаря тому, что Батурина - супруга Юрия Лужкова.
Деловые принципы: "Очень хорошо, что я женщина. Женщина всегда найдет чем заняться".
Елена Батурина начала строить свою карьеру еще до встречи с Юрием Лужковым. Окончив вечернее отделение Московского института управления имени Орджоникидзе, она устроилась техником-конструктором на завод "Фрезер", где работали ее родители. Затем Елена перешла в Московский институт экономических проблем комплексного развития народного хозяйства, занималась кооперацией в исполкоме, где Юрий Лужков был председателем комиссии. Именно там они и познакомились.
"Взятки давала, откаты не платила"
В одном из интервью телеканалу "РЕН" Батурина призналась, что статус супруги мэра Москвы не помогал ей обходиться без взяток чиновникам. "Принцип очень простой: мало ли, что она - жена мэра, что, я должен терять на этом?", - заявила бывшая владелица "Интеко".
"Бизнес — он интернационален. Понимаете, это чисто российское понятие, что русские деньги должны работать только на Россию. Нет, бизнес должен работать там, где ему удобно. Потому что, когда человек реализует себя в бизнесе, он реализует в бизнесе свои идеи. Где они будут реализованы, в общем, все равно".
Несколько лет назад, после увольнения ее мужа с поста мэра столицы, Батурина продала компанию и уехала в Лондон, где учатся обе дочери супругов. Она продолжает развивать свой бизнес на международном уровне. Основное его направление - инвестиции в сферу недвижимости, а также гостиничный бизнес.
Подготовила Елена Костомарова